Реклама
Курс для молодежи 12–18 лет
Я – предприниматель
News & Trends
Education
Career
Community
talks
News & Trends
Education
Career
Community
talks

Ою на волосах: как казахстанка превратила парикмахерское искусство в язык культуры

Казахский орнамент веками жил на войлоке, ткани и коже, и вдруг впервые заговорил через волосы. Казахстанка Христина Цирцея превратила парикмахерское искусство в культурный манифест. Она создает прически и рисует казахское ою на волосах, соединяя сакральные смыслы, постижерное искусство и язык высокой моды. В статье на Orkenlink вы узнаете, как рождается идентичность — смелая, современная и узнаваемая во всем мире.
Подзаголовок H2
– Вопрос интервью.
Христина Цирцея родилась и выросла в Темиртау — это город металла, дыма и тяжёлого индустриального пейзажа. Здесь серое небо и чёрный снег были частью повседневности, а большинство семей, включая её собственную, были связаны с металлургическим заводом. Шум цехов, запах железа и однообразие среды стали фоном её детства. Именно в этом контексте у Христины рано сформировалось стремление к противоположному — к яркости, индивидуальности и цвету как форме внутреннего протеста.

С подросткового возраста она начала искать способы самовыражения через внешность. В 14 лет Христина оказалась в неформальных субкультурах — эмо, готы, панки. Пирсинг, эксперименты с волосами, дреды, окрашивания для друзей стали способом говорить с миром без слов. Волосы постепенно превратились для неё в материал, через который можно транслировать чувства, идеи и состояние.
«Я красила волосы друзьям, делала дреды, экспериментировала. Уже тогда я чувствовала, что волосы — мой материал, мой способ говорить с миром, когда слова не работают», — говорит Христина.
После распада Советского Союза Темиртау переживал сложный период: высокий уровень преступности, наркотики, ВИЧ, безработица. В этой среде быть «не такой» означало подвергаться давлению. В школе Христину травили за внешний вид, а родители долго не принимали её образ, не понимая, как их дочь превратилась, по их словам, в «дуршлаг для пирсинга».

Несмотря на это, она не отказалась от своей мечты. Вокруг звучали прогнозы о тюрьме, сломанной жизни и отсутствии будущего, но для неё куда страшнее было «сесть в рамки чужих ожиданий». Внутренний выбор остаться собой стал определяющим для всей её дальнейшей карьеры.
В 16 лет Христина поступила в колледж моды, выбрав направление художника-модельера парикмахерского искусства. Уже на втором курсе она предложила концепцию причёски с живыми птицами — идея, которая сразу показала её мышление за пределами стандартов. Именно тогда она окончательно осознала, что парикмахер — это не про «сделать красиво», а про «создать невозможное».

Её курсовые и дипломные работы получали высшие оценки, а однокурсницы просили выступать последними, понимая, что после её проектов комиссия становилась особенно строгой.
«Мне всегда было скучно делать просто аккуратно. Я хотела делать так, чтобы у людей возникал вопрос: „Как это вообще возможно“? В этом для меня и есть суть профессии», -отмечает она.
В 2013 году, в возрасте двадцати лет, Христина приехала поездом Караганда — Алматы. Дата была символичной — 13 сентября, Международный день парикмахера. В новом городе у неё не было ни знакомых, ни поддержки. Только 50 тысяч тенге и чёткое понимание, зачем она здесь.

Она устроилась в обычный салон, считая, что её уровень недостаточен для большого города. Параллельно начала активно развивать Instagram, обучаться, накапливать профессиональные знания. Этот путь привёл её в академию Keune — международный голландский бренд, а затем и на Mercedes Benz Fashion Week.

Там, находясь в одинаковой форме с другими участниками команды, она искала способ выделиться через причёску, аксессуары и макияж. Именно эта стратегия привела к тому, что её заметили модные издания. Elle Kazakhstan включил Христину в список самых стильных людей Южной столицы.
После этого начались коллаборации с фэшн-фотографами, сначала без гонораров — ради идеи и портфолио. Постепенно пришли коммерческие съёмки, показы и узнаваемость в профессиональной среде. Важной вехой стало приглашение от Сакена Жаксыбаева, ныне главы Visa Fashion Week, сначала для участия в показе, а затем для организации бэкстейджа Алии Назарбаевой.

Имя Христины всё чаще стало появляться в глянце, титрах клипов и закулисье крупных проектов. Она также стала одной из первых, кто начал активно продвигать цветные окрашивания в Казахстане, несмотря на скепсис рынка.
«Мне говорили, что у цветных клиентов нет денег. Но я знала, что рынок просто не видел качественного цвета. Я создавала свои техники, училась у мастеров со всего мира. Для меня цвет — не просто мода. Это способ показать внутренний свет человека. Через волосы я раскрываю души», — подчёркивает она.
Сегодня работы Христины Цирцеи публиковались в Harper’s Bazaar, L’Officiel, Elle, Tatler. Она сотрудничала с артистами из Казахстана, России и Украины, среди которых Кайрат Нуртас, Элджей, Монеточка, Енлик, Баян Есентаева, Ерке Есмахан, Пошлая Молли, T-Fest, Dequine, Say Mo и многие другие. Её образы можно увидеть в рекламных кампаниях Pepsi, Hermès, Balenciaga, Forte Bank.
Недавним проектом стала работа head hair в сериале «Таргет» от JKS, где главные роли исполнили самые популярные тиктокеры Казахстана. При этом сама Христина подчёркивает: за каждым образом всегда стоит история, эмоция и смысл.

Идея создавать и рисовать казахские орнаменты на волосах возникла у Христины задолго до фестиваля. Это не была ситуативная задумка или декоративный приём. Она понимала, что технически такие работы невозможно предложить обычным клиентам: процесс требует абсолютной неподвижности и сложной подготовки, поэтому реализуется на накладных или донорских прядях.

Реализация произошла благодаря артистке Енлик и фестивалю «Ою». Работа оказалась крайне сложной с технической точки зрения: пряди приходилось отбеливать до белого состояния, а затем вручную прорисовывать орнамент, учитывая мельчайшие волоски.
«На эту работу у меня ушла неделя проб и ошибок. Но у меня синдром отличницы — я не могу остановиться, пока не найду идеальное решение. В итоге я поняла, как сделать это действительно красиво», — рассказывает Христина.
По своей сути ою на волосах — это постижерное искусство, направление, которое в Казахстане практически не развито. Христина работает с донорскими волосами, создавая формы любой сложности — от париков до арт-объектов. Она подчёркивает, что способна создавать из волос любые конструкции, но подобные проекты возможны лишь в рамках фестивалей и больших событий.
«Это не то, с чем человек будет ходить каждый день. Но это то, что может говорить громко — о культуре, идентичности, смелости», — объясняет она.
Особое значение для неё имеет сакральный смысл казахского орнамента. Перед каждой работой она изучает этнографические материалы, консультируется с источниками, закладывая в узоры конкретные смыслы. Говоря о певице Енлик, то ее образы создаются в тесной связке со стилистом, чтобы сохранить гармонию и современное звучание.

Профессиональное сообщество называет Христину новатором. При этом она подчёркивает, что пришла в профессию не ради заработка, а потому что с детства знала, кем хочет быть. Её подход формировался через насмотренность, изучение мировых трендов, работы американских и японских мастеров, а также собственный опыт.
«У меня есть опыт работы рисования на коротких мужских волосах. Одна из моих работ — „Тамгалы тас“. Я просто обожаю историю. И мне хотелось привнести аутентику в колористический мир. То, что вы видели на Енлик — это постижерное искусство. Это создание разных форм, начиная от париков, заканчивая сложными объектами. Я художник парикмахерского искусства и я могу создавать абсолютно любые формы из донорских волос, начиная от Байтерека, заканчивая вертолетом», — рассказала она.
Важно отметить, что в создании париков и сложных форм для проекта с ою участвовал постижёр Тимур — один из немногих мастеров в Казахстане, работающих в этом направлении. Христина подчёркивает, что такие проекты невозможны без командной работы и профессионального взаимопонимания.

История Христины Цирцеи — это история веры в себя и в своё право быть собой, несмотря на давление среды. Это путь от индустриального города к международным подиумам, от подросткового бунта к осознанному художественному высказыванию. Сегодня через волосы она говорит о свободе, культуре и идентичности, и делает это так, что её слышат далеко за пределами Казахстана.

Как признаётся сама Христина, впереди новые работы международного уровня, где национальный орнамент снова станет частью современного визуального языка.
Айша Кутубаева
Оставайтесь в курсе!
Вы будете получать анонсы последних новостей, раньше всех узнавать о событиях и читать статьи.
Помогаем найти призвание и построить успешную карьеру
Контакты
Адрес
Казахстан, Астана, ул. Достык, 18, оф. 20 (22 эт.)