Реклама
Курс для молодежи 12–18 лет
Я – предприниматель
News & Trends
Education
Career
Community
talks
News & Trends
Education
Career
Community
talks

Мама особенного ребенка из Казахстана разработала программу, которую Италия адаптирует для своих школ

Во всем мире системы образования сталкиваются с одной и той же проблемой — дети с особенностями развития вынуждены «подстраиваться» под школьные стандарты, которые редко учитывают их реальные темпы и потребности. Казахстанский специалист и мама особенного ребенка Шинар Абишева решила развернуть подход, и создала IncluPath, методику, которая строит обучение вокруг возможностей ребенка, а не его ограничений. Эта разработка уже получила международное признание. Итальянское издательство COM srl включило IncluPath в свою образовательную линейку, отметив ее практичность и потенциал масштабирования в Европе.
Шинар Абишева в беседе с корреспондентом Orkenlink рассказала, что IncluPath – это персонализированная образовательная программа, которую она создала на основе собственного опыта воспитания и реабилитации ребенка с особенным развитием и многолетней работы над инклюзивными проектами в Казахстане.

Простыми словами, это индивидуальная траектория для каждого ребенка, построенная на сочетании педагогики, современных IT-технологий и семейного участия.
«Программа помогает не „догонять норму“, а раскрывать сильные стороны ребёнка и развивать навыки, которые действительно нужны его будущей самостоятельности», –объясняет Абишева.
Так, IncluPath делает обучение понятным, структурированным и достижимым – через визуальную поддержку, индивидуальные планы и адаптивные методики, которые наша героиня много лет тестировала и совершенствовала на практике.
«Когда я начала работать с детьми с особенным развитием, а позже – создавать собственные программы, я увидела три ключевые проблемы: однообразный подход, отсутствие персонализации и разрыв между семьей, педагогами и специалистами. Система часто ждет от ребенка, что он „впишется“, вместо того чтобы подстроиться под его реальный темп и особенности. IncluPath родился как ответ на эти вызовы. Его уникальность в том, что программа строится вокруг ребенка, а не вокруг шаблонов», – заметила спикер.
IncluPath объединяет всех участников процесса – родителей, педагогов и специалистов – в одну команду. Это создает непрерывную, понятную и очень человечную образовательную траекторию, которая раскрывает сильные стороны ребенка, а не подчеркивает его ограничения.
«Программа прошла полноценную апробацию. В рамках проектов ОФ „Ак-ЖолМ“ и индивидуальных программ реабилитации я протестировала ключевые элементы IncluPath: индивидуальные планы PSI, визуальную поддержку, метод „пиктограмма-ассистент“, развитие коммуникации, социальных навыков и самостоятельности детей», – рассказала Шинар Абишева.
Результаты были заметны буквально через несколько месяцев. Улучшилась речь и коммуникативные навыки, стал виден рост терпимости к социальным ситуациям, появился прогресс в самообслуживании, повысилась устойчивость к учебной нагрузке.

Эти успехи и стали основанием для международного интереса – в том числе для сотрудничества с COM srl в Италии.
«Итальянское издательство COM srl, которое специализируется на инклюзивных образовательных материалах, увидело в IncluPath то, чего часто не хватает многим моделям: практическую эффективность, цифровые инструменты и реальную адаптивность под ребенка. Мы представили им наши материалы, методики и результаты пилотирования в Казахстане, и коллеги сразу отметили, что программа легко масштабируется и соответствует современным европейским подходам к инклюзии», – заметила Шинар.
Италия стала первой страной, где проект получил не просто «интерес», а официальное партнерство. COM srl включила IncluPath в свою образовательную линейку и начала работу по созданию совместных материалов.

По сути, итальянцы первыми увидели в IncluPath модель, которая может работать и в Европе, и в Казахстане.
«На самом деле, внедрение IncluPath в Казахстане – это понятный и реалистичный процесс. Программа уже адаптирована под наши условия, и для запуска нужны всего три шага», – рассказала Абишева.
Во-первых, это пилотные площадки. Детские сады, школы или центры, готовые опробовать индивидуальные планы, визуальные методики и цифровые материалы IncluPath на практике.

Во-вторых, обучение специалистов. Педагоги, дефектологи, психологи и тьюторы проходят короткое обучение по инструментам программы: визуальная поддержка, метод «пиктограмма-ассистент», разработка PSI и работа с родителями.

В-третьих, поддержка семей. IncluPath опирается не только на школу, но и на домашнюю среду, поэтому важна работа с родителями – это часть программы.
«Все методики уже протестированы в Казахстане, и у меня есть готовые материалы, инструменты и опыт внедрения. Поэтому сейчас программа буквально „готова к запуску“ – нужно только желание и площадки, чтобы начать», – заявила специалист.
Глядя в будущее, Шинар Абишева рисует амбициозную картину, интегрирующую искусственный интеллект. Благодаря экспертности ее супруга Олжаса Абишева в сфере ИИ, проект выходит на новый уровень.

План включает шесть ключевых направлений. Во-первых, создание цифровой платформы IncluPath с элементами ИИ, которая сможет формировать индивидуальные планы PSI автоматически – на основе наблюдений, данных специалистов, динамики навыков ребёнка и домашних отчётов. Это позволит быстрее выявлять трудности и точнее подбирать стратегии развития. Во-вторых, внедрение ИИ-мониторинга прогресса: система будет анализировать выполнение заданий, рост навыков и предлагать корректировки, что особенно важно для нестандартного развития.

В-третьих, интерактивные интеллектуальные обучающие материалы: совместно с COM srl они развивают цифровые ресурсы, где ИИ адаптирует задания под темп ребёнка, меняет уровень сложности автоматически и включает голосовые и визуальные подсказки. В-четвертых, обучение педагогов работе с данными: система даст понятные визуальные отчеты о навыках, требующих внимания, и эффективных методиках. В-пятых, создание научно-практического центра IncluPath + AI как площадки для объединения педагогов, психологов и ИИ-специалистов. Наконец, в-шестых, масштабирование по Казахстану и экспорт модели: после пилотов – национальная модель, адаптированная под разные языки и культуры благодаря ИИ.
«По сути, ближайшие 2−3 года – это переход от авторской методики к современной цифровой экосистеме, где ИИ помогает каждому ребенку раскрывать свой уникальный потенциал, а педагогам – видеть реальный прогресс, а не догадки», – заключает Абишева.
Шинар признается, что сейчас проект находится в точке, где для дальнейшего роста нужна не теория, а партнеры и инфраструктура. Чтобы IncluPath перешел на следующий уровень и смог интегрировать ИИ, необходимы три вида поддержки.

Первый – пилотные площадки в Казахстане: детские сады, школы и центры развития, готовые стать первыми пользователями цифровой платформы и протестировать ИИ-инструменты. Второй – технологические партнеры: для создания умной системы мониторинга, адаптивных материалов и алгоритмов потребуется поддержка IT-команд, работающих с образовательными специалистами. Здесь ключевую роль играет вклад Олжаса Абишева как ИИ-эксперта, но для масштабирования нужна дополнительная техническая-методологическая команда.

Третий – организационно-финансовая поддержка: для проведения обучения педагогов, оцифровки материалов, запуска тестирования платформы и создания устойчивой модели внедрения по всей стране. Эта помощь может прийти от государства, частных фондов или международных организаций.
«IncluPath готов к масштабированию и цифровизации. Сейчас нам нужны партнеры, площадки и ресурсы, чтобы сделать программу доступной для детей по всей стране – и показать, что инклюзивное образование может быть современным, технологичным и по-настоящему индивидуальным», – завершает Абишева.
Оставайтесь в курсе!
Вы будете получать анонсы последних новостей, раньше всех узнавать о событиях и читать статьи.
Помогаем найти призвание и построить успешную карьеру
Контакты
Адрес
Казахстан, Астана, ул. Достык, 18, оф. 20 (22 эт.)