Реклама
Курс для молодежи 12–18 лет
Я – предприниматель
News & Trends
Education
Career
Community
talks
News & Trends
Education
Career
Community
talks

Такахару Тезука: Хорошая школа – это школа с большим разнообразием

Японский архитектор о будущем образования, инклюзии и поиске смысла в простоте жизни
В Алматы состоялся Международный симпозиум «Education for Future: From Knowledge to Wisdom», который собрал учёных, архитекторов и педагогов со всего мира. Среди спикеров – японский архитектор Такахару Тезука, известный своими проектами, в которых архитектура становится языком человечности и инклюзии. Его школы и общественные пространства признаны символами открытости, доверия и философии игры.
Об инклюзии в архитектуре
– Господин Тезука, вы говорите, что инклюзия – это не просто тренд, а философия будущего. Что вы вкладываете в это понятие?
Инклюзия в архитектуре – это не мода, это отражение зрелого общества. Общество, где все равны, должно быть инклюзивным и физически, и эмоционально. Здания, школы, города должны быть спроектированы так, чтобы каждый человек чувствовал: здесь есть место для меня.
Детский сад Fuji, Япония. Источник: ideas.ted.com
В Японии мы слишком долго жили в мире соревнований. Образование превратилось в гонку за результатом, и мы потеряли разнообразие, а с ним и гибкость мышления. Это, я уверен, одна из причин, почему страна утратила своё первенство и влияние. Сегодня у нас много людей, которые умеют блестяще решать задачи, но не умеют быть счастливыми. Хорошая архитектура – как хорошая школа. Она не разделяет, а объединяет.
О школах без возраста
– Вы говорите о школах без возраста. Как выглядит такая школа в вашей философии?
Школа должна быть не местом контроля, а пространством жизни. В Японии есть проект, который мы называем «School Without Return» – школа для людей с разными жизненными историями. Там учатся и дети, и взрослые, и те, кто потерял путь. Мы пригласили мишленовского шеф-повара, который кормит этих людей три раза в день. Потому что еда – это тоже часть заботы, часть человеческого достоинства.

Я верю, что в будущем не будет «детей» и «взрослых» в образовании. Есть люди, которые хотят учиться. Есть 12-летний подросток, который может стать профессионалом, и есть 50-летний человек, который может стать учеником. Нужно просто дать им место и право быть вместе.

Хорошая школа – это школа, где есть разнообразие, а не одинаковость.
Школа-город: вместо классов – улицы
– Вы разработали концепцию «школа – как город». В чём её суть?
Традиционные классы – это маленькие коробки, где дети сидят рядами, а учитель стоит перед ними. Но жизнь так не устроена. Мы создали школу-город, где вместо классов – улицы, открытые пространства, лестницы, где можно бегать, прыгать, думать.
Детский сад Fuji, Япония. Источники: tokyoweekender.com, archilovers.com, archdaily.com
Так дети учатся взаимодействовать, искать решения вместе. В такой школе каждый день – это маленькое приключение. Наш проект поддержал премьер-министр Абэ. И он сказал простую, но важную фразу: «Не повторяйте ошибок Японии, не копируйте другие страны и существующие концепции. Ищите свой путь.»
О японском воспитании и конкуренции
–  В одной из ваших лекций вы говорили, что не согласны с традиционной японской моделью воспитания «от  0 до 5 лет ребенок – «император», с 6 до 15 лет – «раб», а с 16 лет и старше – «равный».
– Да, мне никогда не нравилась эта идея, потому что в ней слишком много контроля и слишком мало человечности. Модель «от нуля до пяти – император, с шести до пятнадцати – раб, с шестнадцати – равный» отражает иерархию, а не воспитание. Она учит ребёнка подчиняться, а не думать. Мне повезло – у меня был старший брат с инвалидностью, и это полностью изменило моё восприятие детства. Родители не заставляли меня быть «лучше» или «идеальным». Они просто позволяли быть собой. И я с ранних лет видел, что любовь, терпение и уважение делают человека сильнее, чем любая система наказаний или оценок.

Когда у меня появились дети, я решил, что не хочу воспроизводить эту модель. Я хотел, чтобы они росли не в страхе ошибиться, а в желании пробовать. Чтобы они знали: учёба – это не борьба за оценку, а радость открытия. В нашем доме не было экзаменов, тестов, рейтингов. Мы разговаривали, исследовали, задавали вопросы. Я преподаю уже 28 лет и за всё это время ни разу не провёл экзамен. Потому что верю: если ребёнок хочет учиться, он уже учится.

Экзамен оценивает результат, а я хочу видеть процесс – как человек думает, ищет, сомневается, пробует. В этом настоящая сила образования – не в том, чтобы всех сравнивать, а в том, чтобы помочь каждому раскрыть свой ритм, свой способ понимать мир. Настоящее воспитание, на мой взгляд,  это когда взрослые не навязывают путь, а создают пространство, где ребёнок сам выбирает, кем он хочет быть.
О смысле и страсти
Я вдохновляюсь людьми и дружбой. В Индии мы создали проект «Tibet Village» – это пространство, где архитектура становится социальной помощью. Мы строим не ради славы, а ради заботы. Я часто повторяю: «Судьба приходит к тебе такой, какой ты живёшь жизнь.» Если вокруг тебя хорошие люди, ты будешь делать хорошие вещи.
–  Что для вас сегодня является источником вдохновения?
Об инклюзии в архитектуре
– Что бы вы сказали молодым людям, которые потеряли смысл и не знают, куда идти?
Смысл можно найти даже на кладбище – там, где ты видишь жизнь в её завершённости. Это учит ценить каждый день.

Продолжай жить. Если ты занимаешься чем-то искренне хотя бы десять лет, результат обязательно придёт. Живи день за днём, занимайся своим делом – и не сдавайся.
Детская игровая площадка Woods of Net. Музей современного искусства Хаконэ, Япония. Источник: thisispaper.com
🎈 Mini Play Park: пространство игры и мудрости
В рамках симпозиума «Education for Future: From Knowledge to Wisdom» в детском саду «Бобек» (г.Алматы) открылся Mini Play Park – уникальное пространство, где дети могли ползать, прыгать, строить, придумывать и исследовать мир, как настоящие первооткрыватели.

Здесь игра стала языком общения и способом познания мира. Родители наблюдали, как их дети раскрываются через творчество, смех и воображение, а малыши впервые почувствовали, что их слышат, видят и принимают такими, какие они есть.

Mini Play Park стал не просто игровой площадкой, а настоящим манифестом новой философии образования – образования, в основе которого лежат свобода, доверие и радость познания. Это место, где начинается история больших открытий – с маленького шага и искреннего смеха ребёнка.
Оставайтесь в курсе!
Вы будете получать анонсы последних новостей, раньше всех узнавать о событиях и читать статьи.
Помогаем найти призвание и построить успешную карьеру
Контакты
Адрес
Казахстан, Астана, ул. Достык, 18, оф. 20 (22 эт.)